Январская трагедия, 20 января 1990 года

В ночь с 19 на 20 января 1990 года без предварительного объявления чрезвычайного положения в город Баку и некоторые районы Азербайджана были введены воинские части бывшего Советского Союза. Вторжение в Баку крупного контингента частей Советской армии, внутренних войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью и невиданными зверствами. Была учинена расправа над мирным населением, сотни людей были убиты, ранены, пропали без вести.

В ту ночь до объявления населению о введении чрезвычайного положения в Баку было безжалостно убито 82 человека и 20 человек смертельно ранено . После объявления чрезвычайного положения 20 января и в последующие дни было убито еще 21 человек. В районах, где чрезвычайное положение не вводилось, - в Нефтечале и Ленкорани, 25-26 января было убито 10 человек.

В общей сложности, в результате незаконного ввода войск в городе Баку и районах республики было убито 133 человека, ранено 611 человека, незаконно арестовано 841 человек и 5 человек пропало без вести. Военнослужащими были разгромлены и сожжены 200 домов и квартир, 80 автомашин, в том числе и карет скорой помощи, уничтожено государственное и личное имущество в общей сложности на 5637286 рублей. Среди убитых были женщины, дети и старики, а также работники скорой помощи и милиции.

Ввод войск и объявление чрезвычайного положения в Баку явилось грубейшим нарушением Конституции СССР (статья 119) и Конституции Азербайджанской ССР (статья 71), Международного Пакта "О гражданских и политических правах" 1966 года (статья 1) и были попраны суверенные права Азербайджанской Республики.

Противоправное объявление чрезвычайного положения в Баку, вторжение вооруженных сил в город и устроенная зверская расправа над мирным населением с привлечением тяжелой техники и смертоносного оружия в условиях полного отсутствия какого либо сопротивления было преступлением против азербайджанского народа.

Было доказано, что осуществляя меры чрезвычайного положения отдельные военнослужащие допустили антигуманные действия, которые в соответствии с Указом Международного Военного трибунала, Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г., с Дополнительными протоколами I и II 1977 г. к ним и Уголовным Кодексом Азербайджана квалифицируют их как военных преступников. Фактически были попраны все действующие международные конвенции по правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политический правах 1966 г., международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.,), действующие конвенции, регламентирующие ведение войны, в частности Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1980 г., 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1967 г.,). Военнослужащие с особой жестокостью расстреливали людей на месте в упор, осуществляли умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством в них людей, обстреливали больницы, препятствовали медико-санитарному персоналу оказывать помощь раненым. В отношении мирного населения личный состав войск осуществлял добивание раненых, убийство штык-ножами, использование пуль к автомату Калашникова калибром 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые не просто выводят человека из строя, а многократно увеличивают страдания и делает его смерть неизбежной.

Кровавая трагедия, происшедшая в Баку в январе 1990 г. показала антинародный характер тоталитарного режима, когда вооруженные силы СССР в очередной раз были использованы не для защиты от внешней агрессии, а против собственного народа, фиктивность суверенных прав союзных республик.

События предшествующих трагедии дней

Анализ мероприятий, осуществляемых партийными, государственными органами в преддверии 20 января, а также противоречивых процессов, идущих в Баку, показывает, что январская трагедия была следствием заранее подготовленной военной операции.

Противоречащая интересам народа и направленная против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана политика руководства Коммунистической партии Советского Союза в период, предшествующей 20 января, необъективная и предвзятая линия Центра и неумелая деятельность руководителей Азербайджана стали основными причинами введения чрезвычайного положения в Баку.

Эта агрессия против азербайджанского народа претворялась в жизнь поэтапно: в городе осуществлялись провокации, приведшие к погромам, под предлогом разоружения населения в преддверии трагедии было изъято оружие даже у сотрудников милиции и т.д.

С конца 1989 года вплоть до январских событий в Баку направлялись дополнительные контингенты внутренних войск и сил Советской Армии. В связи с этим в Баку осуществлялись различные подготовительные мероприятия по размещению и обеспечению воинских подразделений. Не смотря на наличие в Баку 110 тысячного контингента вооруженных сил правопорядка и безопасности, в середине января 1990 года в Баку было дополнительно переброшено до 66 тысячи солдат и офицеров, среди которых были и резервисты призванные на коротко время.

Следственной комиссией установлено, что резервисты и личный состав частей, численностью в более 11 с половиной тысяч человек, входивших в город подвергался усиленной психологической обработке: распространялась дезинформация о необходимости данной акции в связи с защитой русских, которых якобы зверски уничтожает местное население, сообщались ложные данные о значительном количестве снайперов и автоматчиков Народного фронта, разместившихся вокруг казарм и на крышах домов, которые встретят войска массированным автоматным и пулеметным огнем и т.п. Таким образом личный состав ждал яростного огневого сопротивления и, по существу, был психологически подготовлен к проявлению жестокости. Причем, по материалам, имеющимся в Следственной комиссии, среди резервистов было и немало лиц армянской национальности.

За несколько дней до событий в спешном порядке освобождались места в больницах города Баку, велась подготовка для приема большого количества раненных, срочно эвакуировались члены семьей советских военнослужащих из города Баку. Таким образом создавались все условия для осуществления военной агрессии и для ввода войск.

Очередным этапом военной операции стал взрыв 19 января энергетического блока Азербайджанского телевидения и полное прекращение в республике радио и телепередач в день ввода войск. Со дня свершившейся уже трагедии была приостановлена деятельность и других средств массовой информации и народ был лишен права на получение информации.

Для осуществления этой запланированной преступной акции в Баку прибыли министры обороны и внутренних дел СССР, другие высшие военные чины и партийные функционеры. Во всех своих выступлениях они уверяли, что приехали в Баку для того чтобы разобраться в ситуации и недопустить ввод войск в город.

Благодаря неумелым действиям местного руководства, пытающегося угодить центральным властям и слепо выполняющего их указания, ситуация в городе была вне контроля.

Именно в этот период в течение нескольких месяцев в Баку, других городах и районах республики проходили на многолюдные митинги вызванные неадекватной позицией центральных органов СССР к сепаратистическим выступлениям армян Карабаха о присоединении автономной республики входящей в состав Азербайджана к Армянской Республике. Не четкая позиция руководства СССР в решении этого вопроса, открытое заигрывание армянами в этом вопросе способствовали расширении конфликта, привели к массовым изгнанием азербайджанцев из Армении. Около 300 тысячи азербайджанцев подвергшихся убийствам, пыткам и другим попыткам для выживания их из родным мест, вынуждены были стать беженцами и найти приют в Азербайджанской Республике.

Все это вызывало гнев народа и на митингах звучали требования отставки руководства Азербайджана. И можно сказать, что предложения, связанные с введением чрезвычайного положения, выдвинутые на заседании бюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана 14 января 1990 года были вызваны страхом потери власти. На основе этого решения 15 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской Автономной области и некоторых других районах". 15 января 1990 года во время пребывания председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР в Москве в условиях отсутствия кворума было проведено незаконное заседание Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, принявшее под давлением первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана решение о согласии на введение чрезвычайного положения в Азербайджане. Это еще раз подтверждает, что 20 января было заранее спланированным преступным актом.

Принятие указа Президиума Верховного Совета СССР "О введении чрезвычайного положения в гаку" в нарушение пункта 14 статьи 119. Конституции СССР и статьи 71 Конституции Азербайджанской ССР, обнародование его после введения чрезвычайного положения и пролитие крови сотен мирных жителей в г. Баку подтверждают, что эта военная и политическая акция являлась открытой агрессией и преступлением против азербайджанского народа, совершенным руководством КПСС, Советского государства и лично Михаилом Горбачевым.

21 января 1990 года

Трагедия 20 января, повергшая в ужас и бедствие азербайджанский народ, нашла отклик во всем мире, вызвала гнев и возмущение прогрессивных сил. Радиостанции многих стран также распространяли всестороннюю информацию о январской трагедии и клеймили имперские силы.

В отличие от опыта цивилизованных государств политическое руководство Азербайджана не только не ушло в отставку, а даже в такой ситуации более предпочтительным сочло молчание. В трагический день, когда народ принес в жертву своих шехидов, оно своим официальным заявлением не выразило своего отношения к этой трагедии и даже не выразило соболезнования находящемуся в трауре народу. В этих условиях заявление Председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики пробудило в народе надежду и веру восстановление попранных прав.

Партийная власть Азербайджана потерявшая своего руководителя - первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, который 21 января исключительно в целях обеспечения собственной безопасности тайно сбежал на военном самолете в госкву испугавшись гнева народа, не участвовала в организации похорон погибших, оказании помощи их семьям и проведении ритуальных церемоний.

В такой ситуации огромную ответственность на себя взяло руководство духовенства мусульман. 21 января 1990 года председатель духовного управления мусульман Закавказья обратился к генеральному секретарю ЦК КПСС, председателю Верховного Совета СССР Михаилю Горбачеву с выражением воли народа Азербайджана о требовании незамедлительного вывода войск из Баку. Копии этого обращения были направлены Генеральному секретарю ООН и главам правительств и религий мира.

В этот в Москве перед постоянным представительством Азербайджана прошел митинг протеста азербайджанцев, которые прошли с черными флагами по улицам Москвы к зданию Центрального Комитета КПСС для вручения гневного письма. Бывший руководитель Азербайджана, член Политбюро ЦК КПСС, заместитель председателя Совета Министров СССР находящийся в отставке Гейдар Алиев в постпредстве Азербайджана в Москве провел пресс-конференцию, где осудил антигуманную акцию советских войск в Азербайджане.

Город разбуженный ночной трагедией, только утром, после 6-7 часов объявления чрезвычайного положения в Баку, по радио услышал текст Указа Горбачева и приказ коменданта города. При продолжавшихся бесчинствах войск введенных в город продолжали гибнуть люди и эти процессы продолжались еще несколько дней.

22 января 1990 года

Чрезвычайной сессия Верховного Совета Азербайджанской ССР, созванная 22 января 1990 года по требованию народа и инициативе группы депутатов попыталась дать оценку январским событиям и приняла ряд документов.

Сессия приняла Постановление Верховного Совета Азербайджанской ССР "Об отмене чрезвычайного положения в городе Баку".

На этой сессии также были приняты обращениe к Верховному Совету СССР, Верховным Советам Союзных республик, парламентам всех стран мира, Организации Объединенных Наций, а также ко всем нациям и народам, проживающим в Азербайджанской ССР. На этом же заседании был поднят вопрос о правовой оценке событий и создана Депутатская следственная комиссия.

Первичная партийная организация Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана 22 января 1990 года исключила Абдуррахмана Везирова из рядов КПСС и поставила вопрос о его привлечении к ответственности перед законом за преступления, совершенные против азербайджанского народа.

В этот день Баку прощался с погибшими сыновьями и дочерями Азербайджана. Миллионы людей собрались на площади имени Ленина. Похоронная процессия протянулась до Нагорного парка Баку, самое возвышенное месте города, которое было выбрано подходящим для погребения жертв страшной трагедии. Они своей смертью превратились в героев для будущих поколений и "шехидов" ради независимости Азербайджана.

В этот день партийные функционеры и военные власти города испугавшись гнева народного не приняли участие в церемонии похорон. Они были участниками этого преступления и соучастниками при введении воинских частей советской империи в город Баку, которые не приняли конкретных мер и не обеспечили безопасности граждан, как лица, занимающие высокие государственные должности и не справились с возложенной на них ответственностью.

Оценка истории

К сожалению, действия властей Азербайджана в последующие годы были направлены на скрытие фактов, искажению событий. Но народная память помнить все, а история дает свою оценку всему происходящему . . .

В ночь с 24 на 25 января 1990 года был проведен пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, посвященный организационному вопросу. На пленуме под давлением участников в повестку дня был включен вопрос о политической ситуации в республике, создана комиссия для расследования причин введения 19-20 января 1990 года в городе Баку чрезвычайного положения. Этой комиссии было поручено изучить весь комплекс вопросов, связанных с введением чрезвычайного положения и представить очередному Пленуму.

На пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана 31 марта 1991 года была заслушана информация о работе комиссии и принято решение о продолжении работы.

Проведенная в марте 1990 года третья сессия Верховного Совета СССР вместо политической оценки январских событий в Баку приняла чрезвычайно замысловатое постановление: "О положении в Азербайджанской ССР и Армянской ССР и мерах по нормализации обстановки в этом регионе". Верховный Совет СССР этим решением дал указание Прокуратуре СССР, КГБ СССР и МВД СССР о расследовании преступлений, совершенных 20 января, с учетом результатов Депутатской следственной комиссии Верховного Совета Азербайджанской ССР. Уже 20 декабря 1990 года Военная Прокуратура СССР, не обнаружив состава преступления в действиях военнослужащих, связанных с событиями, происшедшими в Баку 20 января 1990 года, прекратила дело. Таким образом, Верховный Совет СССР отказался дать политическую и правовую оценку трагедии 20 января.

Депутатская следственная комиссия лишь спустя два года после трагедии, то есть после ликвидации Коммунистической партии Советского Союза и распада Советского государства, представила свое заключение на Милли Шура Верховного Совета Азербайджана.

В этом документе оценка, данная трагедии, не соответствовала степени ее значимости, при том, что отмечалась виновность руководства уже не существующего Советского государства и правительства, была предпринята попытка обойти молчанием ответственность азербайджанского руководства.

Милли Шура решением от 19 января 1992 года вместо оценки событий 20 января ограничился тем, что утвердил заключение Депутатской следственной комиссии, признав его удовлетворительным.

Таким образом, трагедия 20 января не получила политико-правовой оценки в решении высшего законодательного органа Азербайджанской Республики.

До этого времени только Верховный Меджлис Нахичеванской АССР принял постановление, дающее политическую оценку событий 20 января 1990 года.

Следует отметить, что эта оценка не была дана и 1992-1993 годах, когда у власти были лидеры Народного фронта Азербайджана, которые непосредственно являлись участниками этих событий.

Только лишь в 1994 году, согласно в указу Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиевa " О проведении четвертой годовщины трагедии 20 января" Милли Меджлис после проведения специального заседания принял Постановление "О трагических событиях, имевшим место в Баку 20 января 1990 года" в котором впервые была дана политическо-правовая оценка событиям трагического января 1990 года.

Этот шаг стал переломным в длинной череде несправедливости учиненной со стороны тоталитарного коммунистического режима против азербайджанского народа.

Указы Президента Азербайджана Гейдара Алиева от 16 декабря 1999 года "О 10-ой годовщине трагедии 20 января 1990 года" и от 17 января 2000 года "О присвоении почетного звания "Шехид 20 января", в котором приведен полный список погибших и пропавших без вести, стали еще одним проявлением достойного уважения к трагической истории нашего народа.

Азербайджанский народ всегда будет помнить и чтить светлую память всех погибших, которые отдали свои жизни за независимость и территориальную целостность Азербайджана.

Аллах рахмет елесин!

Hosted by uCoz